+38 (096) 482 13-79

09:00 - 19:00 - ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Объединение совладельцев многоквартирных домов: особенности организации и ведения бухгалтерского учета

Все новое, что появляется, требует в первую очередь, регулирующей базы на уровне государства. К сожалению, у нас пока отсутствуют даже достаточно четкие методические рекомендации по бухгалтерскому учету в объединении совладельцев многоквартирных домов (далее будем использовать украинский вариант этого понятия «об’єднання співвласників багатоквартирних будинків» в его аббревиатурном варианте  - ОСББ). Поэтому бухгалтерская компания «Гармония», обобщив весь свой практический опыт ведения бухгалтерии в различных сферах, сможет оказать вам помощь в организации и бухгалтерского учета доходов и расходов в ОСББ, опираясь исключительно на действующую нормативную и законодательную базу.

Рядом законов Украины, среди которых законы «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» и «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», предусмотрен ряд нововведений, способствующих созданию и регулированию работы механизма объединения владельцев многоквартирных домов. В некоторые законы внесены изменения. Соответственно, все законодательные изменения влекут за собой изменения в практической деятельности ОСББ, это касается и учетной политики, и документооборота, и конечно, бухгалтерского учета. БК «Гармония» разбирается в особенностях бухгалтерского учета в ОСББ и сможет помочь в его налаживании Вам.

Поскольку объединение совладельцев многоквартирных домов является юридическим лицом, то в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» ведение бухгалтерского учета этой структуры является обязательным.

Сегодня мы не имеем специализированного П(С)БУ (Положение (стандарты) бухгалтерского учета) для неприбыльных организаций (ОСББ как раз относится к такой категории), поэтому бухгалтерский учет в ОСББ ведется с опорой на общие действующие П(С)БУ.

Во время налаживания учетной политики ОСББ, стоит утвердить рабочий план счетов и график документооборота. ОСББ может использовать План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий, или применять Упрощенный план счетов бухгалтерского учета.

По поводу обязательного использования различных классов счетов для ОСББ вы можете проконсультироваться у сотрудников БК «Гармония».

Учитывая то, что ОСББ является неприбыльной организацией, то основой организации бухгалтерского учета и отчетности является финансовое планирование доходов и расходов, то есть разработка бюджетов (смет).

В соответствии с требованиями Закона об ОСББ, использовать средства и распоряжаться ими нужно по уставу и утвержденной смете.

ОСББ может получать такие поступления:

  • остатки средств на содержание и ремонт многоквартирного дома;
  • взносы и платежи совладельцев;
  • средства, полученные объединением в результате сдачи в аренду вспомогательных помещений и другого общего имущества многоквартирного дома;
  • средства, полученные в качестве вознаграждения за предоставленные отдельным категориям граждан льгот и субсидий;
  • средства и имущество, поступающие для обеспечения нужд основной деятельности ОСББ;
  • добровольные имущественные, в том числе денежные, взносы физических и юридических лиц;
  • средства, привлеченные на условиях кредита или займа;
  • средства государственного и / или местных бюджетов, полученные на основании совместного финансирования для содержания, реконструкции, реставрации, проведения текущего и капитального ремонтов, технического перевооружения многоквартирного дома;
  • пассивные доходы;
  • доходы от деятельности основанных объединением юридических лиц, нацеленных на выполнение уставных целей объединения;
  • средства, полученные из других источников, направляемых на выполнение уставных целей ОСББ.

Для ОСББ как для некоммерческой организации, основная деятельность заключается в выполнении функций, обеспечивающих реализацию прав владельцев помещений на владение и пользование общим имуществом объединения, надлежащее содержание дома и придомовой территории, содействие в получении жилищно-коммунальных и других услуг надлежащего качества по обоснованным ценам и выполнения ими своих обязательств, связанных с деятельностью объединения.

Согласно решению общего собрания объединения, могут создаваться специальные фонды, расходы по которым будут осуществляется на цели, предусмотренные уставом. Порядок создания специальных фондов определен КМУ в постановлении от 11.10.2002. № 1521 (далее - Порядок создания спецфондов). Средства этих фондов аккумулируются на банковских счетах объединения и используются только по целевому назначению.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, становятся дополнительным ресурсом для дальнейшего развития ОСББ, их можно использовать только для обеспечения целевых расходов основной деятельности.

Как показывает практика, одним из самых распространенных видов деятельности ОСББ является сдача имущества в аренду.

Учитывая особенности осуществления деятельности ОСББ могут вести аналитический учет затрат по элементам.

Из приведенного следует, что в учете ОСББ не может быть прибыли или убытка и есть очень много нюансов по организации работы этой структуры. Но в руках бухгалтерской компании «Гармония» учет в вашем ОСББ будет правильным и четким, соответствующим всем законодательным нормам.